ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Доступность получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных условий обучения для инвалидов и лиц в ОВЗ
Паспорт доступности МБДОУ "Детский сад № 4"
Нормативно-правовой основой инклюзивного образования являются следующие документы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17.10.2013 г. № 1155.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2030 годы.
Письмо Министерства образования и науки РФ №АФ-150/06 от 18.04.2008 г. "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
Сведения об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
МБДОУ "Детский сад № 4 "Сказка" - это отдельно стоящее двухэтажное здание, функционирует с 1985 года. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тактильные плитки, напольные метки в образовательной организации отсутствуют.
При необходимости для обеспечения доступа в здание инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют. Воспитанники с ОВЗ и инвалиды осваивают основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ "Детский сад № 4" по индивидуальному образовательному маршруту. Для отдельных категорий разрабатывается адаптированная программа дошкольного образования. Воспитанникам с ОВЗ и детям-инвалидам оказывается специализированная помощь педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Кроме этого в учреждении предусмотрено оказание консультативной помощи их родителями (законным представителям).
Для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в группах имеются следующие центры:
- физкультурные (с пособиями развития всех видов моторики);
- сюжетно-ролевых игр;
- уединения;
- музыкальные;
- театрализованные;
- экспериментирования и природы для развития тактильного и сенсорного опыта;
- конструирования;
- развития речи и математики.
Сведения об условиях питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
Для воспитанников МБДОУ "Детский сад № 4" организованно сбалансированное 4-х разовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Питание осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13), утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.
Сведения об условиях охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- здание МБДОУ "Детский сад № 4" оснащено противопожарной сигнализацией со звуковыми оповещением, информационными световыми табло "Выход";
- для оказания первой доврачебной помощи в детском саду функционирует медицинский кабинет;
- разработано Положение о контрольно-пропускном режиме МБДОУ, которое также распространяется на инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработана система работы по оздоровлению детей и охране их здоровья.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Информационная база МДОУ "Детский сад № 4" оснащена: электронной почтой, выходом в Интернет. Функционирует официальный сайт МБДОУ, который имеет версию для слабовидящих.
В детском саду имеются мультимедийные средства обучения: магнитофоны, музыкальный центр, ноутбуки, принтеры, интерактивные доски, проекторы.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ:
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ в МБДОУ "Детский сад № 4" не предусмотрено.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к развивающим центрам и игрушкам.
Общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, не предусмотрено.
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2030 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» -
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2030 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках МБДОУ:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться маломобильным группам населения.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
1. Указ президента Российской Федерации от 29.05.2017 года Об объявлении в Российской Федерации десятиления детства. В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 2018–2027 годы объявлены в России Десятилетием детства.
2. Федеральный закон от 07.10.2022 № 397-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 12.01.2022 № 24) "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021 № 385-ФЗ)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021 № 117-ФЗ) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
6. "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
7. "Гражданский кодекс Российской Федерации" (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
8. Конвенция о правах инвалидов
9. «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
10. Международный день инвалидов - 3 декабря
X
Поделиться с друзьями: